LiveZilla Live Help
 Разработка и производство шаговых, вентильных, коллекторных электроприводов.
 Продажа электродвигателей, мотор-редукторов.

Бесплатный звонок по России
Публикации > Примеры применения электродвигателей, электроприводов > Электровелосипед

Электровелосипед

Электровелосипед с бесколлекторным двигателем

Предисловие
Началось все в июле 2005 года, когда в наш местный супермаркет копейка завезли электросамокат (на фото примерно такой) без сиденья с двигателем - макс. скорость 18 км/час и дальность до 18 км (так было написано производителем). Я как человек падкий на всякую технологическую экзотику под первым впечатлением купил это "чудо" техники - благо цена не очень большая - 5000 рублей. В реальности, не ахти какие характеристики оказались - совсем низкая скорость - макс. 15,5 км/ч., дальность 7-12км (с моими 80 кг). Осознав, что купил "игрушку" и что кроме как поездки в ближайший магазин оно ни на что не способно, я отдал ее в хорошие руки весной 2006 г. Параллельно я начал поиски в Интернете сайтов так или иначе связанных с электротранспортом. Нашлись как русскоязычные сайты (в основном торгующие электро скутерами и велосипедами) так и иностранные (этих намного больше), в значительной степени представленных сайтами энтузиастов, переделавших свои велосипеды, машины, мотоциклы и т.п. на электротягу. Так же можно найти видео про электротранспорт на сайтах http://www.youtube.com/ и http://www.video.google.com/ набрав в поиске "electric scooter", "electric bicycle" и т.п.

Выбор

К зиме 2007 я загорелся в очередной раз купить электротранспорт, только на этот раз велосипед. Встал вопрос - покупать готовый или сделать самому, взяв за основу свой горный велосипед Stark status. Со вторым вариантом было несколько трудностей - есть ли в продаже нужные мне комплектующие и смогу ли я это сделать. Первый вариант был заманчивый - купил и все готово, а со вторым надо было повозиться. Но меня явно не устраивали характеристики электровелосипеда ЕВ-04, который был выбран, как альтернативный самодельному - скорость до 25 км/ч (т.е. реальная 22-23) и батареи 36В 12Ач (по отзыву пользователя этого велосипеда, дальность у него около 25км, вместо заявленных 40).Были, конечно, и более быстрые собратья по электричеству – электроскутеры, скорость до 35км/ч, дальность километров 25-30 (реальная), но вес был заоблачный - 90 кг и нельзя было помогать ногами.

Начали

Найдя в интернете все мне необходимое для сооружения электровелосипеда и продумав конструкцию, я начал. Двигатель (бесколлекторный 440 Ватт 48В 30А макс. 3000об./мин. 1,4-4,2N*m) и контроллер (10-20 (максимальный-пиковый) ампер, регулировка скорости входным напряжением) я купил в Питерской фирме (двигатель и контроллер китайские- Fulling motor) http://www.eprivod.ru/ с доставкой в Москву. В фирме А-лазер (http://www.a-lazer.ru/ – лазерная резка по металлу) заказал две звездочки на заднее колесо и вал двигателя диаметром 45 и 4 см соответственно. В фирме Чип и дип (http://www.chip-dip.ru/) купил 8 аккумуляторов 12В 12Ач(48В 24Ач) и вольтметр для контроля за напряжением. В магазине экслер (Ткацкая 4, м. Семеновская) зарядное устройство Telwin Neveda 15. Двигатель установил на багажник и соединил удлиненной цепью с большой звездочкой, закрепленной на колесе слева. В месте захода цепи на большую звездочку установил щечки от слетания цепи (она не сильно натянута, для легкой работы двигателя). К раме привинтил две алюминиевые квадратные трубы по пол метра и к ним прикрепил металлическим тросом аккумуляторы. Соединил проводкой аккумуляторы, контроллер и двигатель с выключателем и вилкой. Управление скоростью через переменный резистор, меняющий входное напряжение на управляющие контакты от 0 до 5 Вольт. Двигатель и контроллер сверху накрыл полиэтиленом от дождя и т.п.

Поехали

То, что получилось, вы можете видеть на фотографиях (ниже). Характеристики велосипеда таковы – максимальная скорость (уточненная) до 40км/ч, дальность пробега около 120км при средней скорости около 15-18км/ч и 70-75км при максимальных скоростях (помогаю ногами при старте и в крутые горки) - расчет дальности проводился из расчета ~2,8 вольта понижения напряжения на 45-48 км, которые я реально проехал. Благодаря большой емкости аккумуляторов можно особо не задумываться о дальности, и даже при больших расстояниях(больше 30км я пока не ездил за присест) емкость будет тратиться только на треть-половину, что благотворно скажется на колличестве циклов разряд-заряд (до 1200 циклов при 30% разряде). Полный вес около 45кг. В процессе выявился один недостаток контроллера – при сильном увеличении нагрузки (быстрый разгон, резкое увеличении уклона) он отключается, как я понимаю, для защиты двигателя. При достаточной скорости (выше 15 км/ч) эффект проявляется значительно слабее. Но даже при большой скорости, если нагрузка на двигатель слишком велика, контроллер снижает скорость пока нагрузка не будет преемлемой. Если нагрузка слишком велика скорость снижается до 18км/ч и контроллер отключается. Думаю поменять свой на более мощный контроллер.

Впечатления от поездок

Общее впечатление от поездок на электровелосипеде сдвоенное: с одной стороны по относительно ровной местности со средними непродолжительными холмами ехать одно удовольствие - скорость, местами, где можно, выжимаю на максимум (кстати, она оказалась выше теоретических 33км/ч – на ровной местности скорость поднимается до 37-40км/ч), ветер в лицо, удивленные лица на остановках и полный восторг. Но в местах крутых горок приходиться помогать ногами, т.к. контроллер ограничивает динамику и силу двигателя. Стали жутко раздражать места, где каждые пять метров бордюр - я такие места теперь объезжаю по дороге.

Люди на улице реагируют по разному - большинство просто зацепляются глазом и тут же забывают (видимо принимают за необычный велосипед). Некоторые рассматривают с любопытством, особенно велосипедисты, которые едут с трудом и довольно медленно. Единицы подходят и расспрашивают что да как, какая скорость, дальность. Последнее время правда стали мало спрашивать, т.к. чаще еду по дороге и быстро – человек только успевает удивиться. Некоторые удивляются и даже не верят такой большой дальности (120 км при скорости около 20км/ч, при максимальной скорости до 75км). Двое меня назвали Кулибиным :), один из них даже руку пожал. Один раз даже гаишники заинтересовались и долго удивлялись. Соседи по подъезду в начале, когда я только испытывал велосипед, вообще говорили – "и что, оно ещё и поедет???". Было несколько обидно. Шумит велосипед средне, в основном из-за маленькой звездочки, которая крутиться быстрее большой – свыше 3000об/мин., хотя зачастую шума не хватает, чтобы предупредить перегородивших дорогу пешеходов, и приходиться пользоваться звонком.

Зарядное устройство заряжает аккумуляторы не очень быстро – аккумуляторы заряжаются на треть за 9-10 часов (с 50 до 53 вольт) – как правило, разряжаются они именно на столько, за 25-30км дневного пробега. Зарядка происходит параллельно, а разряд последовательно - параллельно.



Задняя звездочка, вид спереди на руль, ручка газа(на переменном резисторе)


Ручка газа снизу, двигатель и контроллер, проводка аккумуляторов под панельками


Переднее крепление алюминевой трубы для аккумуляторов, заднее крепление, крепление большой звездочки